Говорят, сейчас миром правят люди, жравшие в
60-е кислоту и тусовавшиеся на разных вудстоках. А каков ментальный строй и
система визуальных представлений тех, кто сейчас правит Россией? Если это
поколение 40-х – 50-х, то тут примерно понятно. Но на смену ему идёт поколение
60-70-х, чья юность пришлась на конец 80-х-начало 90-х, на то самое «перестроечное»
время – эпоху первого, самого сильного бума видеофильмов и видеомагнитофонов.
Нынешние 35-55-летние помнят, как во время
перестройки в СССР хлынули первые потоки видеофильмов. Эти "видики"
смотрелись сутками и литрами (некачественными литрами в условиях тогдашнего
«сухого закона»). Видеосалоны по рублю везде, где можно было поставить видик и
телек; прокат техники, когда приезжали мужики с видавшим виды, но цветным телевизором,
видеомагнитофоном и чемоданом каких-то зажёванных фильмов; первые видепрокаты;
пьяные компании, просматривающие за ночь по 5-7 фильмов "на
ускоренке" в поисках эротики, драк и ужасов. А многочисленные региональные
и «кабельные» телеканалы, гнавшие видаки подряд, один за одним, с идиотской
местной рекламной строкой внизу экрана? На нас навалился вал абсолютно новых и необычных для
советского глаза образов, сюжетов, эффектов, декораций (как сегодня говорят,
мемов).
Это был такой несколько растянутый
визуально-культурный шок, вдребезги разбивший так называемый «советский» менталитет
и соответствующие чёрно-белые представления. За 2-3 года люди просматривали
тонны видео. Репертуар был не сильно разнообразным: все смотрели одно и то же,
смотрели всё подряд. Но постепенно появлялись "лидеры видеопроката" –
фильмы, которые смотрели все. Почти всё со Шварценеггером, Сталлоне, Ван
Даммом, Брюсом Ли (да и с Брендоном – кто не смотрел Ворона!), Джеки Чаном, Микки
Рурком, Майклом Дугласом, фильмы про Индиану Джонса (и другой Спилберг), про Звёздные войны (и другая космическая фантастика), а после Девяти с половиной недель – фильмы режиссёра
Эдриана Лайна.
Доказательство прямого влияния первой волны видеофильмов на уже постсовестское и даже нынешнее российское восприятие этих фильмов - более высокие оценки базовых "видиков" в Кинопоиске, объединяющем русскозычное киносообщество, по сравнению с оценками в англоязычной IMDB (Internet Movie Data Base). Напомню, все эти фильмы,
вне зависимости от года выпуска, мы смотрели в 1988-1992 годах в низком
качестве на жутких телеках, порой чёрно-белых, в переводе Володарского, Гаврилова или Максимова. Многие из них НЕ РЕКОМЕНДУЮТСЯ К ПОВТОРНОМУ ПРОСМОТРУ, потому что может быть потеряна та романтичная аура полузапрещённости и эдакой кустарности первого знакомства, что стали важной частью общей оценки качества этих фильмов.
Подобное сравнение оценок на этих двух ресурсах, доказывающее несомненное завышение оценок фильмов "перестроечного" блока в Кинопоиске по сравнению с IMDB, можно продолжить.
Какие фильмы нужно проверять?
Приведу примерный жанровый состав первой волны видеофильмов на советском пространстве - с чем пришлось столкнуться неискушённому советскому зрителю.
Приведу примерный жанровый состав первой волны видеофильмов на советском пространстве - с чем пришлось столкнуться неискушённому советскому зрителю.
- космическая фантастика в духе Звёздных войн или космоужасы в стиле Чужого
- «кунг-фу» бесчисленных ниндзя и шаолиней
- зомбо-триллеры типа Восставшие из ада или Зловещие мертвецы
- ужастики про чудовищ вроде Фредди Крюгера из эпопеи про Кошмары на улице Вязов
- расчленёнки про безумных убийц с многочисленными средствами этих самых убийств, от бензопил до инструментов врача-окулиста
- каннибализм в стиле реалити-шоу от радостных и свободных итальянцев
- немецко-, шведско-, венгро- и чешскоязычные порнотрэши (без перевода, но особенно с переводом!)
- садомазанки про «фашистов» из концлагерей (а тему задал Ночной портье)
- полицейские боевики, в том числе тюремные
- фильмы спортивно-криминальной тематики, от единоборств (Карате-кид, Кровавый спорт, Рокки) до командных видов спорта (обычно регби или бейсбол в тюрьме – ну, или футбол, как в случае Большого побега с футбольным вратарём Сталлоне)
- туповатые комедии вроде Полицейской академии и Лыжного патруля (а кто не помнит Хилла и Спенсера из Меня зовут Троица)
- вестерны, спагетти-вестерны, модерновые вестерны типа Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо или Буч Кэссиди и Сандэнс Кид
- разнообразная гангстерская классика, начиная с Крёстного отца и Однажды в Америке
- динозавриада от Миллиона лет до нашей эры и старше
- всякие «получившие Оскара» или «Золотую ветвь» кинопроизведения, которые казались скучными и похожими на советское кино – кроме, может быть, естественно-неестественной французской новой волны
И так далее. Вскоре у людей начали формироваться свои вкусы и пристрастия, от Зловещих мертвецов и прочих зомби («Мне нравятся твои свежие мозги») до шведок на Ибице, с последующими провалами в отдельный вид киноискусства.
Уже с середины 90-х кино стало личным и частным делом,
как чтение, но первая любовь, понятно, не забывается. Фильмы,
ставшие для нас открытием, впечатлением на всю жизнь, имеют в нашем сознании гораздо более высокую оценку, чем для киноманов остального мира, где эти фильмы были просто частью бесконечного "голливудского" киновизуального потока.
Напоследок - свидетельство из Новосибирска:
"В конце восьмидесятых
годов Новосибирск наводнили видеосалоны. В плохо оборудованных, часто
подвальных помещениях на 50-100 мест, на паре телевизоров с помощью бытового
видеомагнитофона показывали нелицензионные копии голливудских блокбастеров. В
советском кинопрокате эти фильмы не показывали, именно в видеосалонах новосибирские
зрители впервые увидели Арнольда Шварценеггера и Сильвестра Сталлоне, Брюса Ли
и фильмы ужасов.
«Бизнес был абсолютно
легальным – кооператив при комсомоле, часть денег предприниматели отдавали
комсомольской организации, но там не «кошмарили» молодых бизнесменов и брали
мало. Типичная афиша выглядела следующим образом: в 13:00 мультики «Том и
Джерри», в 15:00 фильмы с Брюсом Ли или «Рэмбо», в 17:00 «Полицейская
академия», в 19:00 «Терминатор» или «Чужой» и в 21:00 ужасы – легендарным стал
«Кошмар на улице вязов».
«Спрос был бешеный – около
ста человек на один телевизор, с каждого по рублю. О прибыльности говорит то,
что успешный прокатчик мог за неделю скопить себе на «Жигули», – признался
ведущий радио «Городская Волна» Евгений Величко. Он назвал несколько причин
исчезновения видеосалонов к 1993 году: домашние видеомагнитофоны подешевели,
хотя в 1986 два японских видеомагнитофона стоили почти как знаменитая вишневая
«девятка», около 7 тыс. советских рублей. Но появилось кабельное телевидение, а
спрос начал падать, люди «наелись» – устали от однообразности боевиков с Брюсом
Ли и дешевой эротики на экране."
Комментариев нет:
Отправить комментарий