воскресенье, 2 августа 2015 г.

Визуальный удар по советскому восприятию: первая волна видеофильмов конца 80-х гг

Говорят, сейчас миром правят люди, жравшие в 60-е кислоту и тусовавшиеся на разных вудстоках. А каков ментальный строй и система визуальных представлений тех, кто сейчас правит Россией? Если это поколение 40-х – 50-х, то тут примерно понятно. Но на смену ему идёт поколение 60-70-х, чья юность пришлась на конец 80-х-начало 90-х, на то самое «перестроечное» время – эпоху первого, самого сильного бума видеофильмов и видеомагнитофонов.
Нынешние 35-55-летние помнят, как во время перестройки в СССР хлынули первые потоки видеофильмов. Эти "видики" смотрелись сутками и литрами (некачественными литрами в условиях тогдашнего «сухого закона»). Видеосалоны по рублю везде, где можно было поставить видик и телек; прокат техники, когда приезжали мужики с видавшим виды, но цветным телевизором, видеомагнитофоном и чемоданом каких-то зажёванных фильмов; первые видепрокаты; пьяные компании, просматривающие за ночь по 5-7 фильмов "на ускоренке" в поисках эротики, драк и ужасов. А многочисленные региональные и «кабельные» телеканалы, гнавшие видаки подряд, один за одним, с идиотской местной рекламной строкой внизу экрана? На нас навалился вал абсолютно новых и необычных для советского глаза образов, сюжетов, эффектов, декораций (как сегодня говорят, мемов).
Это был такой несколько растянутый визуально-культурный шок, вдребезги разбивший так называемый «советский» менталитет и соответствующие чёрно-белые представления. За 2-3 года люди просматривали тонны видео. Репертуар был не сильно разнообразным: все смотрели одно и то же, смотрели всё подряд. Но постепенно появлялись "лидеры видеопроката" – фильмы, которые смотрели все. Почти всё со Шварценеггером, Сталлоне, Ван Даммом, Брюсом Ли (да и с Брендоном – кто не смотрел Ворона!), Джеки Чаном, Микки Рурком, Майклом Дугласом, фильмы про Индиану Джонса (и другой Спилберг), про Звёздные войны (и другая космическая фантастика), а после Девяти с половиной недель – фильмы режиссёра Эдриана Лайна.
Доказательство прямого влияния первой волны видеофильмов на уже постсовестское и даже нынешнее российское восприятие этих фильмов - более высокие оценки базовых "видиков" в Кинопоиске, объединяющем русскозычное киносообщество, по сравнению с оценками в англоязычной IMDB (Internet Movie Data Base). Напомню, все эти фильмы, вне зависимости от года выпуска, мы смотрели в 1988-1992 годах в низком качестве на жутких телеках, порой чёрно-белых, в переводе Володарского, Гаврилова или Максимова. Многие из них НЕ РЕКОМЕНДУЮТСЯ К ПОВТОРНОМУ ПРОСМОТРУ, потому что может быть потеряна та романтичная аура полузапрещённости и эдакой кустарности первого знакомства, что стали важной частью общей оценки качества этих фильмов.


Подобное сравнение оценок на этих двух ресурсах, доказывающее несомненное завышение оценок фильмов "перестроечного" блока в Кинопоиске по сравнению с IMDB, можно продолжить. 
Какие фильмы нужно проверять?

Приведу примерный жанровый состав первой волны видеофильмов на советском пространстве - с чем пришлось столкнуться неискушённому советскому зрителю.
  • космическая фантастика в духе Звёздных войн или космоужасы в стиле Чужого
  • «кунг-фу» бесчисленных ниндзя и шаолиней
  • зомбо-триллеры типа Восставшие из ада или Зловещие мертвецы
  • ужастики про чудовищ вроде Фредди Крюгера из эпопеи про Кошмары на улице Вязов
  • расчленёнки про безумных убийц с многочисленными средствами этих самых убийств, от бензопил до инструментов врача-окулиста
  • каннибализм в стиле реалити-шоу от радостных и свободных итальянцев
  • немецко-, шведско-, венгро- и чешскоязычные порнотрэши (без перевода, но особенно с переводом!)
  • садомазанки про «фашистов» из концлагерей (а тему задал Ночной портье)
  • полицейские боевики, в том числе тюремные
  • фильмы спортивно-криминальной тематики, от единоборств (Карате-кид, Кровавый спорт, Рокки) до командных видов спорта (обычно регби или бейсбол в тюрьме – ну, или футбол, как в случае Большого побега с футбольным вратарём Сталлоне)
  • туповатые комедии вроде Полицейской академии и Лыжного патруля (а кто не помнит Хилла и Спенсера из Меня зовут Троица)
  • вестерны, спагетти-вестерны, модерновые вестерны типа Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо или Буч Кэссиди и Сандэнс Кид
  • разнообразная гангстерская классика, начиная с Крёстного отца и Однажды в Америке
  • динозавриада от Миллиона лет до нашей эры и старше
  • всякие «получившие Оскара» или «Золотую ветвь» кинопроизведения, которые казались скучными и похожими на советское кино – кроме, может быть, естественно-неестественной французской новой волны 

И так далее. Вскоре у людей начали формироваться свои вкусы и пристрастия, от Зловещих мертвецов и прочих зомби («Мне нравятся твои свежие мозги») до шведок на Ибице, с последующими провалами в отдельный вид киноискусства. 
Уже с середины 90-х кино стало личным и частным делом, как чтение, но первая любовь, понятно, не забывается. Фильмы, ставшие для нас открытием, впечатлением на всю жизнь, имеют в нашем сознании гораздо более высокую оценку, чем для киноманов остального мира, где эти фильмы были просто частью бесконечного "голливудского" киновизуального потока.

Напоследок - свидетельство из Новосибирска: 
"В конце восьмидесятых годов Новосибирск наводнили видеосалоны. В плохо оборудованных, часто подвальных помещениях на 50-100 мест, на паре телевизоров с помощью бытового видеомагнитофона показывали нелицензионные копии голливудских блокбастеров. В советском кинопрокате эти фильмы не показывали, именно в видеосалонах новосибирские зрители впервые увидели Арнольда Шварценеггера и Сильвестра Сталлоне, Брюса Ли и фильмы ужасов.
«Бизнес был абсолютно легальным – кооператив при комсомоле, часть денег предприниматели отдавали комсомольской организации, но там не «кошмарили» молодых бизнесменов и брали мало. Типичная афиша выглядела следующим образом: в 13:00 мультики «Том и Джерри», в 15:00 фильмы с Брюсом Ли или «Рэмбо», в 17:00 «Полицейская академия», в 19:00 «Терминатор» или «Чужой» и в 21:00 ужасы – легендарным стал «Кошмар на улице вязов».
«Спрос был бешеный – около ста человек на один телевизор, с каждого по рублю. О прибыльности говорит то, что успешный прокатчик мог за неделю скопить себе на «Жигули», – признался ведущий радио «Городская Волна» Евгений Величко. Он назвал несколько причин исчезновения видеосалонов к 1993 году: домашние видеомагнитофоны подешевели, хотя в 1986 два японских видеомагнитофона стоили почти как знаменитая вишневая «девятка», около 7 тыс. советских рублей. Но появилось кабельное телевидение, а спрос начал падать, люди «наелись» – устали от однообразности боевиков с Брюсом Ли и дешевой эротики на экране."

Комментариев нет:

Отправить комментарий